ПРЕССА О РУССКОЙ ШКОЛЕ ХОККЕЯ

1 ноября 2014

Роман Королёв: Влияние типов темперамента на тренировочный процесс

Я могу сказать, что в Русской школе хоккея занимается много разных детей, с разными видами темперамента и уровнем подготовки. Мы стараемся найти подход к каждому хоккеисту и сделать тренировочный процесс максимально эффективным, независимо от пресловутого темперамента. По своей практике могу сказать – это сложно, но очень интересно.

Что касается типов темперамента. Темперамент дается ребенку от рождения. Это гены. Существует четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Конечно же, интереснее и проще работать с сангвиниками и холериками. Меланхолики более мягкие. В хоккее с таким складом характера очень сложно. Но я знаю исключения из правил.

Давайте разберем три «хоккейных» типа характера. Сангвиники – обладают повышенной активностью. Очень энергичны и работоспособны. Подолгу не утомляются. Способны быть сосредоточенными. Отличаются дисциплинированностью. Сдерживают излишнее проявление своих чувств и не произвольной реакции. Им присуще быстрые движения, гибкость  ума, то есть сангвиники это «игровики».

Холерики. Как и сангвиники, они высокоактивны. Но у холерика, взрывная черта характера, явно преобладает над активностью. Из-за этого проявляются такие черты характера, как необузданность, несдержанность, нетерпеливость и вспыльчивость. Но если тренер найдет к ним подход, то эти черты можно не только нивелировать, но и направить в правильное русло для развития полноценного игрока высокого класса.

Флегматики. Они обладают малой чувствительностью и малой эмоциональностью. Его трудно рассмешить и так же трудно опечалить. Когда все вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым и спокойным. Терпеливость, выдержка и самообладание меланхолика так же сыграют на руку в становлении игрока с таким типом характера. Яркий пример флегматиков в хоккее – это вратари.

- Начальная подготовка юного хоккеиста. На чём она основывается?

Давайте сразу определимся – начальная подготовка, это тот самый фундамент для будущего игрока, на который уже потом будут ложиться другие надстройки. На начальном уровне подготовки, следует, прежде всего, обратить внимание на катание. Далее, тренер должен заинтересовать юного хоккеиста в работе над собой. Должен его увлечь. В возрасте 5-7 лет – это достигается исключительно игровым методом. На тренировках обязательно должны присутствовать подвижные игры: эстафеты, «салочки» и т.д. И во всё это вставлять упражнения на катание. То есть ребенок должен быть вовлечен в спортивно-педагогический процесс, в котором сочетаются обучающие и игровые элементы.

- А какова мотивация хоккеиста?

Я бы выделил три этапа мотивации на весь период подготовки юного спортсмена.

  1. Это на начальном этапе подготовки с 5 до 8 лет - это игра. Игра не в хоккей, а игровая составляющая в тренировочном процессе. Как я говорил до этого, подвижные игры.
  2. С 8 до 12 лет. В этот период мотивирующая составляющая  - это сам хоккей. Обучение владению клюшкой, обучение технике передачи и соединение катания с владением шайбой. Подготовка полностью к игре, в том числе, и обязательное тактическое обучение.
  3. С 13-14 лет и до команды мастеров – это уже развитие профессиональных качеств игрока. Идет уже оттачивание и применение своих навыков. Самая основная мотивация  - это попадание в команду мастеров.

- Как бы мы не говорили о мотивации и о взаимодействии тренер-ребенок, нельзя снимать со счетов третью составляющую в подготовке юного спортсмена. Имя этой важной составляющей – родители. Каково должно быть взаимодействие с родителями?

Ну, во-первых, сам тренер должен быть для своего подопечного и тренером и старшим товарищем. Естественно, не позволять себе необоснованной агрессии, и, естественно, руководствоваться педагогическими принципами. Ну и конечно, не допускать панибратства со стороны воспитанника. Мы должны понимать, что если тренер доверяет игроку, а игрок, в свою очередь, доверяет тренеру – это приносит очень большие результаты.

Что касается родителей, то их первоочередная задача не мешать тренировочному процессу. Они должны помогать своему ребенку в становлении. Родителям нельзя осуждать тренера в присутствии ребенка. Родитель должны со своей стороны заниматься с ребенком и создавать все условия для юного игрока: режим дня, питание, учеба в школе.

- Тандем «игрок-тренер» понятен. А насколько тренер должен вмешиваться в отношения внутри команды?

Скажем так, так как команда – это коллектив, то в коллективе должны быть строгие правила, которые переступать нельзя. Правила устанавливает тренер, и они едины для всех. Бывает, в команде, игроки могут не дружат друг с другом, могут быть натянутыми отношения, но уважать друг друга они обязаны. Именно взаимоуважение и сплоченность, в конечном счете, приносят результат на льду.

- Какова на сегодняшний день подготовка в Русской школе хоккея?

Что касается подготовки в Русской школе хоккея, то основным является два аспекта: катание и владение шайбой. Надо понимать, что за короткое время в лагере(а это 5-6 дней) мы не можем кардинально улучшить мастерство игрока. Наши лагери дают возможность заложить правильную базу, наметить вектор развития, показать ребенку уровень потенциально скрытых в нем возможностей. Так же мы корректируем навыки игрока. Даем ему больший запас упражнений, для дальнейшего использования в тренировочном процессе. Проще говоря, мы совершенствуем навыки, немного раздвигаем рамки возможностей игрока и даем ему уверенность в игре на льду за счет неустанных многократных повторений упражнений.

В нашем случае, в микроцикле в 5-6 дней, мы стараемся разбить тренировку на составляющие. Это катание, элементы индивидуально мастерства владения клюшкой. А вот к концу лагеря, отработав базовые элементы, мы начинаем заново воссоединять эти элементы в единое целое.

- Твои рекомендации игрокам, которые приезжают или собираются приехать в Русскую школу хоккея.

Могу сказать одно. Всё то, что мы вам даём и то, что вы делаете в лагере – над этим вам необходимо работать ежедневно. То есть нельзя никогда останавливаться. Есть такое понятие «мышечная память», если постоянно повторять одно и то же упражнение, то его будешь делать на «автомате» и тогда тебе будет легче применять свои навыки в игре. Мы закладываем мастеровитость, прививаем культ техничности. Мы хотим, чтобы Российский хоккей был разносторонним. Мы искренне надеемся, что наши усилия помогут поднять Российский хоккей на достойный уровень.